www.fortress.bosfor.ru
RUSSIA, VLADIVOSTOK
www.fortress.bosfor.ru
САЙТ О ВЛАДИВОСТОКСКОЙ КРЕПОСТИ, А ТАК ЖЕ ОБ ОТНОСИТЕЛЬНО СОВРЕМЕННЫХ СООРУЖЕНИЯХ ИЗ БЕТОНА

   Главная    ДВ ФОРТ-ФОРУМ    Крепость Владивосток    Фотогалерея    Ссылки   

Полезное

 

Обзор УКРЕПЛЕНИЙ

Основные фортификационные ТЕРМИНЫ

 

Планы фортов

 

 * 

План Форта №2

 * 

План Форта №3

 * 

План Форта №4

 * 

План Форта №5

 * 

План Форта №6

 * 

План Форта №7

 * 

План Форта №9

 * 

План Форта №11

 * 

План Форта №12

 * 

Муравьева-Амурского

 * 

Форт Поспелова

 * 

Форт Русских

 * 

Форт Суворова

 * 

План Укрепления №1

 * 

План Укрепления №2

 * 

ОП Литер Ж

 

Карты

 

 * 

Крепость Владивосток ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН 1916 год:
 - КАРТА №1 (~360 Кб)
 - КАРТА №2 (~1.3 Мб)

 * 

Укрепления по состо-янию на 1887 год

 

Биографии

 

Генерал-майор А.П. Шошин

Начальник инженеров флота К.А. Розе

Генерал-губернатор П.Ф. Унтербергер

Инженер-полковник П.П. Унтербергер

Генерал-майор В.И. Жигалковский

Генерал В.А. Ирман

Генерал-лейтенант А.П. Будберг

Полковник В.А. Свиньин

 

Воспоминания

 

Техник-строитель 7-го форта А.Р. Усас

 

Подписаться на рассылку

 

>> Отписаться          

Будем искать?

 


Статистика

 

Посетителей - 00000006

 

Rambler's Top100

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

website monitoring service

 

© 2000 - 2015,
www.fortress.bosfor.ru
История Владивостокской крепости

 


Сказание о старой крепости

Николай ЛИТКОВЕЦ


Судьба крепости Владивосток была предрешена падением Порт-Артура. Именно русско-японская война показала незащищенностью позиций обороняющихся русских войск, что позволило врагу ценой сравнительно небольших потерь нанести им поражение. Урок, что называется, пошел впрок.


Во Владивосток спешно прибыл министр финансов России с целью инспекции местности, где должна была возводиться линия обороны. На Владивосток денег жалеть нельзя - таков был его вывод. Для строительства было отпущено 98 миллиардов рублей золотом. Начали с сооружения подъездной дороги. Она протянулась на 200 км, подходя к каждому будущему форту и опорному порту.


За каждым стоящим фортом был закреплен военный инженер-строитель. Общее же руководство возведением оборонительных линий осуществлял талантливый военный инженер Алексей Петрович Шошин. Активный период строительства длился с 1910 по 1914 год. Возведенные форты, опорные пункты, капониры, потерны, противоминные галереи и брустверы смело можно называть уникальными объектами. Это не преувеличение. Согласно приказу, все сооружения крепости Владивосток должны быть построены качественно и добротно, эстетично и красиво. В подтверждение сказанного - выдержка из приказа А. Шошина по крепостному инженерному управлению, датированного маем 1913 года:


1. Все без исключения сооружения. кроме прочности и устойчивости, должны быть безупречно выполнены и с внешней стороны.


2. Отсутствие тщательности работ в этом отношении, грубый и некрасивый вид постройки характеризует недостаточное внимание и любовь строителя к своим произведениям, а на постороннего наблюдателя производит впечатление небрежности. Все, до последней мелочи, должно быть сделано аккуратно, правильно и чисто". В результате и сегодня, по прошествии 90 лет, крепостные сооружения впечатляют.


С сотрудницей центра по эко-просвещению и экоэкскурсиям "Пантера" Маргаритой Маркиной мы поднимаемся на вершину одной из многочисленных сопок, обступивших Владивосток. Здесь находится форт №6 (императора Николая). У замаскированного бетонного сооружения лишь вблизи можно обнаружить площадь для орудий, проволочные заграждения.


Вооружившись фонарями, спускаемся в подземные лабиринты. Обращает на себя внимание входная массивная металлическая дверь. Несмотря на почтенный возраст, она по-прежнему несокрушима. Изготавливались подобные двери в Санкт-Петербурге на Ижорском заводе.


- Однажды на форте Na 3 (Екатерины Великой) нам пришлось снимать одну дверь, так; как ее заклинило и невозможно было пройти внутрь, - рассказывает Маргарита Витальевна. - Мы сломали три пилы по металлу, пока спилили петли. А когда сняли, то ощущение было такое, будто дверь отлита из серебра - настолько красивым был цвет сверкающей стали.


Ходы буквально пронизывают всю систему обороны, соединяясь и снова разбегаясь в разные стороны. Свод потолка - шатрового типа. Пол устлан красивыми узорчатыми плитками, по краям - водосборные желобки, отделяющиеся от стен фигурным плинтусом из цемента, который, кстати, везли судами из Новороссийска, так как цемент местного производства полностью был задействован на строительстве Транссиба. В аккуратных треугольной формы ячейках в стенах находились керосиновые лампы аварийного освещения. Форты имели и свою систему вентиляции. Здесь даже сейчас довольно легко дышится. И слышимость в потернах превосходная.


А на форте № 2 (Петра Великого) существует даже "музыкальная" галерея. Когда ее прокладывали, попали в резонанс со звуковыми волнами, идущими под землей. Получился удивительный эффект.


Здесь же, в брустверных галереях, жили и защитники крепости. Для уюта было сделано все необходимое, в нишах стояли печки - буржуйки, тепло от которых сохранялось целой системой тамбуров и дверей.


Нельзя не сказать несколько слов и о дороге, опоясывающей все сооружения. Для того, чтобы она не размывалась, на склонах сопок были сделаны окопчики - ливневки. Они служили как для сбора воды, так и для незаметного передвижения личного состава. Система ливневок сводилась в мощную канаву -водосток, и вода по трубам уходила по дорогам в овраги. Дороге более восьми десятков лет, но она ни разу не ремонтировалась и до наших дней дошла в идеальном состоянии.


Кто же они, неизвестные строители оборонительных линий крепости Владивосток? Их привозили из центральных губерний России, от 5 до 12 тысяч человек ежегодно. Год изнурительной работы, в основном кайлом и лопатами, - и обратно домой. Ни одного иностранца (хотя дешевой рабочей китайской силы было полно), ни одного каторжанина, хотя рядом был остров Сахалин. Объект-то оборонный...


При строительных крепостных работах, кстати, отличилась и саперная рота, которой командовал поручик Дмитрий Карбышев, впоследствии генерал инженерных войск, замученный фашистами в концлагере.


Николай ЛИТКОВЕЦ



Вверх Вверх



Статьи, публикации - Крепость Владивосток

 

1. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗЦА БЕТОНА, ПРИМЕНЯВШЕГОСЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ВЛАДИВОСТОКСКОЙ КРЕПОСТИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА. (Наталья В. Макарова, Алексей А. Сиренко, Константин Г. Кравченко)
2. СЕМЬДЕСЯТ СЕДЬМАЯ ВЫСОТА ПОЛКОВНИКА ТОРОПОВА (Оксана БОРКОВА, фото из семейного архива И. Мандель)
3. ПОЛУДОЛГОВРЕМЕННЫЕ ФОРТЫ Н.А. БУЙНИЦКОГО в крепости Владивосток (В. И. Калинин, С. А. Воробьев, Н. Б. Аюшин)
4. МОРСКАЯ КРЕПОСТЬ ВЛАДИВОСТОК (В.И. Калинин, Н.Б. Аюшин)
5. ИСТОРИЯ возникновения и создания Владивостокской крепости (О. Боркова)
6. ФОРТ № 2 крепости Владивосток (В.И. Калинин, Н.Б. Аюшин, С. Воробьев)
7. СКАЗАНИЕ О СТАРОЙ КРЕПОСТИ (Николай ЛИТКОВЕЦ)
8.  ВОРОШИЛОВСКАЯ БАТАРЕЯ(Тамара КАЛИБЕРОВА)
9. Основные ФОРТИФИКАЦИОННЫЕ ТЕРМИНЫ
10. "ВЛАДИВОСТОКСКАЯ КРЕПОСТЬ В ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКЕ" (Кравченко К.Г., Сиренко А.А.)
 
11. Генерал-майор А.П. Шошин
12. Начальник инженеров флота К.А. Розе
13. Генерал-губернатор П.Ф. Унтербергер
14. Инженер-полковник П.П. Унтербергер
15. Генерал-майор В.И. Жигалковский
16. Генерал В.А. Ирман
17. Генерал-лейтенант А.П. Будберг
18. Полковник В.А. Свиньин
19. Техник-строитель 7-го форта А.Р. Усас
 
20. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия Федерального значения



MADE IN RUSSIA

DESIGN BY KIRILL BURAVLEV