Наталья В. Макарова
Алексей А. Сиренко
Константин Г. Кравченко
ДВГТУ, г. Владивосток.
Уважаемые читатели! Вашему вниманию представлена (с некоторыми изменениями и дополнениями) конкурсная работа, занявшая 1-ое место на студенческой научно- практической конференции, проходившей в строительном институте ДВГТУ весной 2004года.
Ближайшее будущее Владивостока связано с ростом туризма, который играет большую роль в формировании городского бюджета. Не последнее место занимает оценка состояния Владивостокской Крепости, как возможного комплекса туристических объектов.
Владивостокская крепость являяясь единственной из сохранившихся на территории Российской Федерации русских морских крепостей, насчитывает около 140 объектов, объявленных указом президента от 1995 года памятником федерального значения.
С 1911 года под руководством генерал-майора А.П. Шошина начинается строительство новой линии обороны крепости Владивосток. Она включила в себя 11 фортов и множество береговых батарей.
Рис.1 Остров Русский, красным обозначено место обнаружения образца бетона.
Форты №№ 9-12 расположены на о.Русский и образуют южный отдел обороны крепости. Здесь же расположено и множество береговых батарей, обеспечивавших надежную защиту городу от нападении с моря.
В последнее время многие архитекторы стали обращать внимание на функциональное применение пустующих объектов, которые можно использовать в качестве музейных, рекреационных, туристических. Для этого нужно знать, насколько они надежны в эксплуатации. Это говорит о необходимости изучения состава и прочностных характеристик бетона, основного строительного материала фортификационных сооружений, с целью последующего использования результатов в конкретных проектах.
Исследуемый образец бетона обнаружен на территории форта №12 (Рис.1) на острове Русский, и предположительно был произведен в 1912 году. До сих пор нет единого мнения является ли данный образец образцом бетона, предназначенным для последующих испытаний , или имеет иное функциональное назначение. Точно такой же бетон использовался при строительстве данного сооружения и, возможно, других фортсооружений на Русском острове. .
Исследования проводились в лаборатории кафедры Строительных конструкций и материалов Строительного института Дальневосточного Государственного Технического Университета. (Рис.2)
Рис.2 Подготовку к испытаниям проводит П. Абакумов
Образец представлен кубом размера 25х25х25см. (Рис.3) и при весе 37.5 кг имеет плотность 2400кг/м3, а значит является тяжелым бетоном.
Рис.3. Тот самый бетон
В качестве крупного заполнителя использовался гранит, или похожие по прочностным характеристикам горные породы. В качестве мелкого заполнителя применялся песок, причем месторождения такого песка есть на острове Русский (бухта Халуай).
Предварительное определение прочности проводилось неразрушающим методом с помощью эталонного молотка Кашкарова по ГОСТ 2169.0-77, и дало результат 11,3 МПа, что соответствует классу бетона по прочности на осевое сжатие В7,5 по ГОСТ 26633-85. Данный результат потребовал уточненения, т.к. поверхность бетона подвержена коррозии на значительную глубину.
Рис. 4 Испытание образца прибором УК-14П
Также куб был испытан ультразвуковым импульсом, с использовонием прибора УК-14П.(Рис.4). Результат сквозным прозвучиванием противоположных граней образца следующий: состав однородный, включений нет. Предполагаемый класс бетона на осевое сжатие В15.
В связи с невозможностью испытать куб целиком на сжатие разрушающим методом, в связи с отсутствием пресса необходимой мощности, было отобрано 3 фрагмента размером 7х7х7см. В результате испытаний изготовленных фрагментов разрушающим методом на осевое сжатие получены более точные характеристики прочностных свойств бетона.
В дальнейшем планируется исследовать фрагменты разрушенных образцов химическими и физическими методами с целью изучения качества и страны производства цемента, использовавшегося при возведении сооружений крепости Владивосток.
Полученные данные можно использовать при реконструкции сооружений крепости для их последующего использования в качестве туристических объектов.
Поясним некоторые моменты: несмотря на использование при строительстве крепости передовых технологий того времени, уплотнение бетона производилось вручную, специальными шестами, отсюда и достаточно низкая марка бетона.
*** Охраняется законом РФ об авторском праве. Любое использование материалов с момента публикации без согласия авторов запрещено.
18.11.2004г.
Вверх
|